Ассалам Алейкум
Меню сайта
Категории каталога
Имамы [16]
Предводители нашего народа
Воины и герои [8]
Героические личности
Алимы [0]
Алимы и др ученые люди
Спортцмены [0]
Наши чемпионы
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 254
Главная » Файлы » Люди » Имамы

Имам Шамиль
[ ] 07.02.2008, 12:08
Хайдарбек Гиничутлинский
 
 

ЭПОХА ИМАМА ШАМИЛЯ

[1834 г.]

Примерно через год после мученической смерти Хамзата власть принял пользующийся поддержкой Аллаха имам Шамиль—верный помощник делу религии, активный борец за веру, которому и дали присягу. Людей по доброму пути повел теперь он.

Прежде всего, Шамиль приложил значительные старания для исполнения того, в чем состояла выгода простому народу (амма). Затем, засучив рукава, он решил устремиться на священную войну с христианами, ибо вокруг него уже собрались мухаджиры, прибывшие из различных краев и областей, и помощники-ансары из числа местных жителей.

Шамиль, вместе с которым находились тогда герои из числа [местных] борцов за веру и храбрецы из числа мухаджиров, выступил, таким образом, в поход, чтобы возвысить Коран и оказать помощь шариату. Свою систему управления он начал устанавливать с территорий расселения унцукульцев и гимринцев. Дело в том, что Шамиль надеялся, что унцукульцы и гимринцы быстро подчинятся ему, а за ними последуют жители и прочих селений и городов, расположенных как в низменных местах, так и на плоскогорьях.

Шамиль, таким образом, призвал унцукульцев и гимринцев оказать ему помощь при проведении в жизнь законов ислама, а также—выступить на священную войну с врагами мусульманской религии и христианами. Люди и ранее покорные Шамилю согласились с ним тогда добровольно. Грубиянов же из числа унцукульцев и гимринцев он просто-напросто подчинил себе, уже помимо их воли. При этом в тех местах произошли многочисленные стычки и вооруженные столкновения с мунапиками и неверными, но результатом их было то, что по милости всевышнего Аллаха, с названной территории исчезли темные пятна несправедливости и междоусобной вражды.

[1836 г.]

Затем Шамиль вместе со своими товарнщами-мухаджирами и помощниками-ансарами направился против хунзахских областей. Передовая часть его войска подошла было к Кородинскому мосту, однако, так как охрану этого моста уже взяли в свои руки андалальцы, переправиться через реку тогда не удалось. Шамиль возвратился, поэтому в Гоцатль и тут против него выступили полки хунзахцев под предводительством Ахмадхана. Войско же андалальцев, предводителем которых был сын согратлинского кадия, остановилось напротив названного селения.

Враги окружили Гоцатль и начали портить его поля и сады, а с Шамилем, между прочим, было в то время людей в сто раз меньше, чем хунзахцев и андалальцев. По милости, однако, всевышнего Аллаха в сердца этих притеснителей вселился страх. Перепуганные, они обратились в бегство, а мусульмане бросились вслед за ними, нанося удары и убивая. Из числа названных врагов была перебита тогда масса людей, а, кроме того, множество их попало в плен; храбрец Газияв Андийский сказал, что только от его руки пало в том бою пятнадцать мунапиков.

Причиной такого поражения, нанесенного мунапикам, было то, что лев божий, отважный Алибек—сын Хириясулава, появившийся над ними со стороны Буцра во главе маленького отряда прокричал им оттуда: «Эй, люди! Мюриды вошли в город Хунзах!» Этим был вселен страх в души мунапиков, и они обратились в бегство. Хвала Аллаху—Господу миров!

[1837 г.]

Начальники неверных и вельможи из числа нечестивых развратников разослали как-то приглашения, имея при этом свой тайный умысел. Призвали они к себе тогда главарей койсубулинцев, а также грубиянов и хамов из числа хунзахцев и андалальцев. Туда же незваными гостями заявились порочные и упрямые люди и из прочих областей.

Все они заключили крепкий договор с неверными. Условием его было: воевать в качестве союзников со всяким, кто начнет войну против них. Затем указанные посетители были возвращены назад с подарками в руках и возвеличены привилегиями. Почти все низкие и глупые люди заявляли при этом: «Если бы только и нам было дано то, что дат этим людям, уподобившимся в результате счастливчику Корею (Карун.)!»  говорившие не знали, однако, что данное им оказалось смертельным ядом. Мало того, хунзахцы притащили тогда в свой вилаят даже войско неверных. Так они поступили в надежде иметь в лице неверных помощь против растущего могущества Шамиля.

Произошли эти события то ли в тысяча двести пятьдесят втором (1836/37), то ли в тысяча двести пятьдесят третьем (1837/38) году.

В то время эмиром хунзахцев был Ахмадхан — сын Хасанхана. Этот Ахмадхан неоднократно говорил хунзахцам: «Не тащите вы этих неверных в свою страну. Это тяжелые люди. Вначале, правда, они покажутся вам хорошими, но, в конце концов, вы увидите, что они—зловредны. Эй, образумьтесь! Вы еще будете раскаиваться. Хватит с нас и тех, кто уже сейчас враждует с нами. Мы и сами сможем отразить тех, кто попытается вредить нам». Хунзахские мунапики, однако, ответили ему: «Мы любим всех тех, кто помогает нам, будь то мусульмане или неверные».

Вскоре хунзахцы привели на свою землю неверных. Они стали тогда друзьями этих неверных, во многом положились на них. Неверные же построили там удивительною по архитектуре крепость с прочным основанием. В дружественном общении с неверными хунзахцы провели несколько лет.

Когда победоносный Шамиль услышал, какие козни устроили эти хунзахцы, он пришел к мысли о необходимости выступить в поход. С имамом было тогда примерно сорок человек из числа его благороднейших офицеров (накиб). Среди них находились,

кстати, и два ученых—Алибек Хунзахский и Амирхамза Гацалухский. Шамиль поступил, на сей раз подобно пророку Мухаммеду,—да благословит его Аллах и приветствует!—пришедшему к мысли о необходимости продолжить войну с неверными после неудачного сражения при Оходе.

[1836 г.]

Шамиль пошел тогда на игалинцев. По милости всевышнего Аллаха город игалннцев был взят, причем большого ущерба ему нанесено не было. Игалинцы подчинились Шамилю и взяли на себя обязательство придерживаться шариата.

Затем Шамиль пошел на Орота. Оротинцы были тогда разделены на две группы. Одна группа стояла на стороне Ахмадхана, эмира Хунзаха. В составе же другой находились люди, ожидавшие появления шариата. Шамиль призвал оротинцев подчиниться тому, что приказано Аллахом, и они после небольшого сражения выказали ему свое повиновение.

Затем Шамиль остановился в Харахи, и тут против него выступили полки, сформированные из жителей Андии, Хунзаха и иных мест. Полки эти расположились около названного селения с намерением рассеять воинов имама. Там-то и произошел бой. Враги имама были разбиты и обратились в бегство. Победу эту мусульманам даровал Аллах!

После этого люди несколькими группами пришли и выказали повиновение Шамилю. Этот благословенный поход оказался, таким образом, как бы лекарством для больной тогда религии.

Шамиль возвратился затем в Чирката, к своей семье. Пробыв там недолго, имам направился в область гумбетовцев. Последние при появлении имама прибыли к нему и без боя подчинились. Кстати, уже тогда часть видных (аян) гумбетовцев выступала в качестве помощников Шамиля.

(1838 г.)

Затем Шамиль двинулся на область андийцев. Последние также подчинились ему, правда, после небольшого сражения. Именно там пал мучеником за веру лучший из мухаджиров Амирхамза Гацалухский — верный помощник делу ислама, ученый с острым умом.

Из области андийцев Шамиль направился в сторону вилаята технуцальцев с намерением посетить затем багвалинцев, чамалинцев и каратинцев. Когда, однако, Шамиль подошел к Мунинской реке, к нему прибыли туда для заключения мирного договора делегации, состоявшие из ученых и главарей всех племен (кабила),

проживавших в том регионе, и обитателей всех тамошних ущелий. Посланцы дали имаму присягу в том, что их земляки: во-первых, не будут противиться ему; а во-вторых, будут придерживаться шариатских решений, опирающихся на сунну и Коран. После этого они попросили имама возвратиться назад. Шамиль согласился и ушел.

Затем, однако, затеяли интригу мунапики из числа каратинцев. Они направили послание к эмиру хунзахцев Ахмадхану, а также попросили помощи у главы неверных. Истинные же мусульмане (сел. Карата) обратились тогда за помощью к повелителю правоверных Шамилю. Повелитель правоверных, опередив врагов шариата, прибыл тут к ущелью Зоноб, где к нему присоединились полки борцов за веру, прибывшие из Багвалинского и Тиндинского вйлаятов, а также из других мест. Полки же врага расположились тогда на краю Ингердаха.

Когда неверные увидели, что войска мусульман весьма многочисленны, они побоялись спускаться в Зонобское ущелье и вознамерились уйти. Покинув Ингердах, неверные вдруг двинулись вниз по направлению к селению Инхело и напали на инхелойцев, причем совершенно неожиданно для тех. К полудню, однако, на помощь инхелойцам прибыли люди, отправленные полками мусульман, [стоявшими в Зонобе]. Тогда-то инхелойцы разбили многобожников и обратили их в бегство. При этом значительная масса последних была перебита. Из числа же мусульман мучениками за веру стали лишь немногие. На сей раз, бой закончился так.

[1837 г.]

Тут пришли в движение друзья сатаны — воины проклятого Аргута. Они устремились к селению Телетль—крепости ислама, ибо апостол имама, набожный ученый, шейх Кебедмухаммад активно занимался там оживлением ислама и проведением в жизнь шариатских решений.

Проклятый неверный—Аргутинский со своими многочисленными воинами спустился с горы и расположился напротив Телетля. Что же касается имама Шамиля, то он вместе со своей родней и детьми находился тогда в Ашильта, куда перебрался в качестве мухаджира. Услышав, однако, о приближении неверных к Телетлю, Шамиль тотчас выступил в поход примерно с сорока товарищами. Отправившись в путь ночью, он вскоре добрался до названного селения. Целью его было—оказать поддержку Кебедмухаммаду.

Многобожники тем временем, окружив в Телетле войско правоверных, двинули против них мусульманские полки, сформированные из хунзахцев и жителей иных областей. С самого раннего утра неверные обстреливали борцов за веру. Они выпускали по ним пушечные ядра и в результате попортили замки, имевшиеся в Телетле, и разрушили дома телетлинцев. Кроме того, против мусульман ежедневно направлялись войска, состоящие из пьяных, которых подстрекали. Мусульмане, однако, встречали врагов саблями, оборачивали вспять и затем повергали на землю, как жнивье.

Так дело обстояло на протяжении полутора месяцев. Мусульмане пребывали в очень напряженном состоянии и испытывали сильный голод. При таком-то вот положении дел прибыл вдруг от имени имамских мухаджиров, оставшихся в селении Ашильта, человек, отправленный просить помощи. Он сообщил, что на них устремился генерал (генарал) Пулло с двенадцатью тысячами бойцов. Мусульмане пришли тут в замешательство из-за бедствий, поразивших их уже с двух сторон, однако понадеялись во всем на Аллаха, который знает то, что, скрыто от других, и устраняет печаль. И действительно, по безграничной милости Всевышнего ашильтинцы и мухаджиры избежали тогда попадания в руки неверных. Слабые из числа их—женщины и дети успели удалиться в одно крепкое и безопасное место, а домочадцы имама Шамиля были переведены в богохранимое селение Чирката.

Отметим также, что часть истинно верующих мусульман не пошла вместе с имамом в Телетль, а осталась в Ашильта. Эти-то рыцари и встали при появлении там неверных как каменные твердыни. Многобожники же, придя, остановились тогда рядом с Ашильта. Грянул бой. Мужи вступили в сражение. После, однако, великой битвы Многобожники все же захватили названное селение,сожгли его. Затем, в течение двух дней, они спокойно простояли на развалинах Ашильта. А на третий день этих многобожников атаковали прибывшие на помощь ашильтинцам борцы за веру — храбрецы из числа койсубулинцев, гумбетовцев и багвалинцев. Вспыхнул бой, подобного которому еще не было, продолжавшийся с обеда и до сумерок. В конце концов, Аллах вселил страх в сердца многобожников. Они были разбиты и обращены в позорное бегство.

Начальник многобожников, мерзкий сатана Аргут смог теперь увидеть мощь и стойкость исламистов, засевших в Телетле, а также то, что смерть, царящая вокруг, не делает их слабыми и вялыми. Мало того, они даже не обращают внимания на нее. Потому-то он и предложил мир повелителю верующих Шамилю. Сделал Аргутинский это при посредничестве кумухских князей-эмиров на условии, что обе воющие стороны прекратят войну со всеми ее тяготами н предоставят друг другу соответствующие документы к залог. Учитывая интересы простых мусульман и в соответствии с пожеланиями жителей селения Телетль, особенно женщин и детей, повелитель верующих Шамиль согласился тогда на перемирие, которое было им соответствующим образом оформлено. Беда была, таким образом, устранена. Благодаря мудрости и милости всевышнего Аллаха враги удалились.

Рассказ. Глава тариката, руководитель-мюршид в вопросах хакиката, шейх, подобный луне, сияющей во тьме, наш господин Мухаммад Ярагский находился в то время в городе Согратле. Во время каждого из проводимых тогда молебнов он читал молитвы о необходимости повиновения Аллаху, направленные против сподвижников и воинов проклятого Аргутинского. Однажды, после очередного пятничного молебна один вульгарный согратлинец задал вопрос: в чем-же мудрость такого чтения и польза от него? Когда сей, деревенщине попытались, было разъяснить это, он прокричал примерно следующее: «Молитвы и повиновение Аллаху не избавят нас от вреда, наносимого сподвижниками сатаны-Аргута. Не слова избавят нас от них, а сабли, всегда готовые к бою. Пусть лучше каждый юноша подготовится к тому, чтобы отправиться в путь и присоединиться к Шамилю!» В мечети многие начали тут разговаривать, и тогда шейх Мухаммад Ярагский попросил перевести речь человека, который задал указанный вопрос. Дело в том, что он не знал аварского языка. Слова согратлинца Ярагскому перевели, и он понял, что тот хотел сказать. С присущей ему великой проницательностью этот шейх тут же произнес по-тюркски следующее: Урда уч вали вар. Гьич зарар олмас.— «Там есть три святых человека (вали). Поэтому никакого вреда нанесено не будет».

Когда согратлинцы услышали после того, что повелитель верующих Шамиль жив, здоров и что вооруженные силы многобожников отведены от Телетля — местопребывания мусульман, они поняли, что проницательность святых людей и их прочие достоинства — истина.

Категория: Имамы | Добавил: nord-kaukas
Просмотров: 979 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 3.0/2 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Поиск
Друзья сайта

Copyright MyCorp © 2017
Конструктор сайтов - uCoz