Ассалам Алейкум
Меню сайта
Категории каталога
Имамы [16]
Предводители нашего народа
Воины и герои [8]
Героические личности
Алимы [0]
Алимы и др ученые люди
Спортцмены [0]
Наши чемпионы
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 254
Главная » Файлы » Люди » Имамы

Имам Шамиль
[ ] 07.02.2008, 12:13

[1840 г.]

В Шатое Шамиль успокоился и вновь приступил к оживлению шариата. Неверные же, овладев к тому времени значительной частью страны ислама и построив в различных местах, принадлежавших мусульманам, свои крепости, вознамерились теперь силой установить свою власть над всеми государственными образованьями горной страны. Так, проклятый генерал Клюки фон Клугенау двинулся тогда в сторону областеи-вилаятов: Герменчик, Шали, Гехи, Мартан и Алда. Он при этом приказал жителям названных вилаятов сдать большие платки (изар) своих жен, чтобы переслать их затем к самому главному начальнику неверных. Сделано это было для того, чтобы главный начальник знал: отныне вся страна горцев (Дагестан) находится под его высокой властью, и никто из горцев не смеет уклоняться от подчинения его приказам и несения бремени, которое будет возложено на них.

Объявив о необходимости сдать платки, проклятый Клюки фон Клугенау возвратился в конце осени назад, в крепость Грозную (Сунч). Повелитель же правоверных Шамиль продолжал спокойно сидеть тем временем в Шатое, приглядываясь и прислушиваясь: когда, наконец, названные тяготы навлекут несчастья на головы неверных?

Нижние чеченцы (мичихич) были людьми горячими и молодцеватыми. Они обладали славой и мужеством. Вот их-то главари и прибыли к повелителю правоверных Шамилю с просьбой оказать помощь в борьбе с врагами исламской религии, а ведь «если попросили у вас помощи ради дела, касающегося религии, вы обязаны оказать ее».

Названные главари заключили тогда соглашение с повелителем правоверных Шамилем, взяли от него соответствующие акты и, со своей стороны, обязались объединиться с ним в борьбе с многобожниками. Во исполнение этого соглашения, как только зима сбросила свои снежные тулупы и надела весна свое зеленое платье, победоносный и дерзкий лев Шамиль, уповая на Аллаха, выступил в поход под зелеными знаменами во главе отряда, состоявшего из мухаджиров и помощников из числа местных жителей — чеченцев.

Остановился Шамиль в области Гехи-Мартан и жители тех

мест, все до единого, выказали ему тогда свое повиновение. Затем Шамиль двинулся в направлении Шали и других городов Чечни. Чеченцы с радостью вступали в подчинение повелителю правоверных, который распространял в их среде законы ислама, и переносил на них действие шариатских установлении. В результате канат ислама, который ранее был, как бы разрезан, вновь превратился в единое целое. У населения Чечни усилилась тут страсть к боям, а неверные, испытав бедствия, вынуждены были отказаться от своих мечтаний.

Шамиль назначил своим наместником (амил) в одной из областей аварца (ал-авари), являвшегося для тех мест мухаджиром—Мухаммада, сына Ахберди,—набожного ученого, активного борца за веру, помощника делу религии, сокрушителя неверных и мунапиков, опору имама, верного слугу ислама 16. В другой области Шамиль назначил своим наместником известного храбреца, дерзкого, как лев, Шуаиба Центароевского. Над Шалинской областью повелитель правоверных назначил тогда своим наместником испытанного в деле героя Джавадхана из Дарго.

Таким же образом Шамиль поступал и впоследствии,—назначая того или иного витязя правителем над каждым краем, жители которого заявляли о своей предрасположенности к признанию его имамской миссии и подчинении его приказам.

Призывы Шамиля и молва о преимуществах его системы управления были услышаны затем жителями селений Салатавии (Салату) и салатавского города Черкей. Все они заключили тогда с Шамилем соглашение, а, кроме того, в союз с ним вошли гумбетовцы и андийцы. Таким образом, благодаря всевышнему Аллаху, сфера власти ислама расширилась. Он приобрел силу.

Затем Шамиль напал на Ишкартынскую (Ишкатали) крепость и перебил там много неверных. Он захватил также Чирюртовскую крепость и то, что находилось вблизи от нее: Янгиюрт, Гельбах, Миатлы (Миярти) и Зубутль.

После того, как Шамиль, осветив названные места светом шариата, устранил оттуда саблями своих победоносных, наводящих страх воинов темное, как ночь, обычное право, он поселился р. прекраснейшем месте, именуемом Дарго, в центре указанных гилаятов. Рядом с собой Шамиль позволил тогда поставить палатки мухаджирам, своим помощникам из числа местных жителей, а также благородным ученым и благонравным людям.

В начале лета тысяча двести пятьдесят шестого (1840) года, имам Шамиль услышал, что проклятый сардар с отрядами своих многобожников двинулся на город Чиркей. Имам выступил против них. Встретившись с многобожниками, он вступил с ними в бой, в котором, однако, приняли участие лишь авангардные части его войска. Ариергардные же части войска имама проявили тогда медлительность, в связи, с чем сила неверных по отношению к авангарду как бы удвоилась. Вот потому-то и смогли высокомерные многобожники ворваться в Чиркей.

Часть чиркеевцев убежала тут туда, где действуют законы ислама. Оставшиеся на месте попали под длань христиан. Что же касается сих проклятых врагов, то они заложили тогда на землях Чиркея, за речкой, крепость, которую заполнили своими людьми.

Чиркеевцы, оставшиеся в родном селении, вынуждены были тогда скрывать свою враждебность по отношению к многобожиникам, и стали поджидать удобного момента, чтобы изменить им, И вот, в год взятия крепости Хунзаха, когда имам Шамиль прибыл и остановился в Казанище, чиркеевцы направили к нему делегацию, состоявшую из кадия Таймазхана и лиц подобных ему. Одновременно чиркеевцы объявили войну неверным, которые сидели в крепости, стоящей за рекой.

Эти неверные, ведя и днем и ночью артиллерийский обстрел из своей крепости, наносили чиркеевцам большой ущерб. Чиркеевцы в течение целых семи месяцев терпели эти тяготы. Наконец имам Шамиль переселил их оттуда вместе с прочими салатавцами и расселил в различных местах, лежащих на подвластной ему территории.

Хвала—Аллаху, Господу миров!

[1842 г.]

Имам услышал тут, что злополучные русские подходят к Чоху.

Он выступил против них и повел войска. Мусульмане через известный брод форсировали уже реку голотлинцев и тогда их проклятые враги, до которых дошел слух о силе и мощи войск Шамиля—повелителя правоверных, повернули назад. Они ушли туда, откуда пришли.

Имам, остановившись тогда в селении чохцев, подверг их соответствующей дрессировке, а затем подстрекнул к участию в войне с врагами ислама. Потом он пошел к согратлинцам и поступил с ними таким же образом.

Когда страшные слухи, что скоро появится Шамиль с многочисленным войском, усилились, под его могучую руку перешли жители областей-вилаятов: Андалал, Гидатль, Тленсерух и Карах.

В результате войско имама численно возросло, и тут он возымел намерение направить свои полки на вилаят казикумухцев.

Войско Шамиля после полуденного отдыха резко рванулось вперед и остановилось лишь вблизи города Казикумуха. Тут-то к Шамилю и прибыл тарикатский наставник (устаз) Джамалудин. Шамиль что-то сказал тогда этому Джамалудину, посовещался с ним и затем после небольшого сражения ввел свое войско в названный город.

Главари казикумухцев засели было в крепости, которую вскоре окружили и подвергли осаде воины Шамиля. Наконец, люди, находившиеся в этой крепости, сдались на милость имама. Тринадцать мужей из числа сдавшихся, среди которых находился и Яхья Дженгутайский—сын Будая, Шамиль перебил. Группу их он объявил пленными, а остальных самоличным решением распустил по домам.

Шамиль, простояв в Казикумухе неделю, назначил казикумухским повелителем хаджи Яхью—сына Джабраила. После этого воины имама с добычей в руках живые и здоровые повернули назад и, вознося благодарность Аллаху, восхваляя Его, прибыли к своим семьям. Хвала — Аллаху Господу миров!

Благодаря именно этой победе потух огонь в сердцах унцукульцев, хунзахцев и их покровителей-неверных. Произошло данное событие зимой тысяча двести пятьдесят восьмого (1842) года.

Через небольшой промежуток времени казикумухцев все же одолела сила многобожников. Дело в том, что установленная у них шариатская государственность оказалась слабой: наиб хаджи Яхья и его помощники не сумели проявить необходимую твердость и сохранить исламскую систему управления. Потому-то они и обратились за помощью к имаму. Шамиль вторично выступил в сторону Казикумуха вместе с виднейшими своими советниками и наиболее храбрыми из числа своих товарищей, с такими, к примеру, личностями, как Ахбердиль Мухаммад.

На казикумухской территории мусульманские воины остановились вблизи вражеского лагеря. Там-то и произошел бой.

Тут вдруг к имаму Шамилю, который находился в Казикумухе, прибыл человек с просьбой о помощи. Он сообщил, что русские двинулись со стороны Курчалоя (Курчули) к его, имама, богохранимой обители—Дарго. Сообщение это сыграло роль реки, преградившей путь селевому потоку. Имам с конницей быстро двинулся назад, к своей семье. Когда же он, наконец, прибыл в Дарго, увидел: его семья и домочадцы переведены в Анди; враги огромной массой действительно продвигаются со стороны Курчалоя; храбрый наиб Шуаиб Центароевский и другие наибы уже выступили навстречу врагу со своими людьми и своими войсками.

Проклятый враг приблизился тем временем к Белгатою (Бар-гцти) и тут в лесу на него напали со всех сторон борцы за веру.

Произошло сражение, в котором, благодаря всевышнему Аллаху, неверные были разбиты и отступили. Побежденные в том месте, они были затем вынуждены двинуться назад, будучи при этом уничтожаемы и лишаемы одежд руками борцов за веру.

Хвала— Аллаху, Господу миров!

Категория: Имамы | Добавил: nord-kaukas
Просмотров: 1057 | Загрузок: 0 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Поиск
Друзья сайта

Copyright MyCorp © 2017
Конструктор сайтов - uCoz