Ассалам Алейкум
Меню сайта
Категории каталога
Имамы [16]
Предводители нашего народа
Воины и герои [8]
Героические личности
Алимы [0]
Алимы и др ученые люди
Спортцмены [0]
Наши чемпионы
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 258
Главная » Файлы » Люди » Имамы

Имам Мухаммад Хаджи (Мух1аммад Х1ажи)
[ ] 07.02.2008, 12:43

 Хайдарбек Геничутлинский                                               

Историко-биографические и исторические очерки

Историко-биографические и исторические очерки Хайдарбека Геничутлинского являются одним из ценных повествовательных источников по истории Дагестана и Чечни. Составлены они во второй половине XIX в. на основании устных и письменных источников местного происхождения, в числе которых были и записки активного участника борьбы с царизмом, шамилевского «генерала» Абакар-дибира из сел. Аргвани Гумбетовского района Дагестана.

О ВОССТАНИИ В ДАГЕСТАНЕ И ЧЕЧНЕ 1877 г.

Во имя Аллаха милостивого, милосердного! Со времени установления в Дагестане русского управления и возвращения господства обычному праву прошло девятнадцать лет. И вдруг там распространилась информация, исходившая от имени воинственного государя, прославленного османского султана Абдулхамида, которая гласила: «Договор о безопасности, заключенный с поклоняющимся кресту главою русских — расторгнут. Его султанское величество начинает священную войну. Армии султана к боям подготовлены». Произошло это в тысяча двести девяносто четвертом (1877) году.

Неверные собрали тут войска со всех подвластных им территорий. Образовалась великая армия. Большую часть этой силы они, однако, направили против областей, подвластных названному османскому владыке — хункару. Что же касается наших земель, то там неверные оставили лишь незначительные гарнизоны, расквартированные в крепостях и некоторых [открытых] местностях.

апрель — май 1877 r.

По получению данной информации, отдельные группы мусульман пришли в движение с целью начать священную войну против русских-многобожников. Так, в области чеченцев-мичиковцев (мичигиш) против них выступил борец за веру, которого звали Алибек-хаджи. Мичиковцы подчинились этому Алибек-хаджи, вокруг которого собралось многочисленное скопище как мухаджиров, так и верных сподвижников из числа местных жителей. В союз с ним вошли жители салатавских селений, а также часть гумбетовцев. Против Алибек-хаджи выступили тут оставшиеся [на Кавказе] многобожники и те мусульмане, которые были их друзьями. Между ними произошло: много сражений. Успеха, однако, истинные мусульмане тогда не имели.

Неверные сожгли два гумбетовских селения —Данух и Артлух. Они взяли в плен тамошних мужей и захватили их богатства; в последствии данухцы и артлухцы вместе с их семьями были отправлены в Сибирь. Тогда, таким образом, в плен попало немало добрых мужей-гумбетовцев, а ряд героев из числа их пал мучениками за веру.

конец мая — июнь 1877 г.

3атем пришла весточка от цунтинцев (цунтал): «Мы объявили войну и уже захватили солидную добычу. Нашим главой является один из нас. Зовут этого человека Гарахаджи».

Против цунтинцев выступили тут полки, сформированные из мусульман-предателей и многобожников. Вся эта масса напала на цунтинцев. Те вскоре убедились, что капитуляция их не спасет, и тогда укрепились в селении Асах, ибо это было неприступное селение с несколькими крепкими замками, которое до того времени еще никогда не захватывалось врагами.

Засевшие в Асахе были подвергнуты сильному обстрелу из пушек и ружей, который в течение двух дней не стихал с утра и до вечера./Наконец, дома жителей Асаха превратились в развалины, из Хунзаха на равнину и храбро сражались за дело Аллаха. Уповая на Всемилостивого, они образовали тогда из своих тел подобие каменной крепости. В конце концов, однако, почти все они, за исключением примерно двадцати человек, пали мучениками за мусульманскую веру.

А ведь этих цунтинцев было там, около тысячи бойцов! Они стояли впереди своих женщин и детей под пулями и ядрами, сыпавшимися на них словцо дождь. Один за другим падали цунтинцы убитыми, но продолжали сражаться, пока почти все не погибли за дело Аллаха.

Селение. Асах было взято лишь и третий день боев. Там при этом было убито, большое количество многобожников.

август — сентябрь 1877 г.

Огонь, разоженный цунтинскими борцами за веру, таким образом, погас. Однако в начале месяца рамазан того же 1294/1877 года ради оживления шариата и других признаков исламской религии выступили новые группы единобожников. Произошло это в Согратле, Телетле, Казикумухе и в Даргинском вилаяте.

Итак, в священную войну вступили казикумухцы. Они захватили русскую крепость, убили ее начальника (начаник) и находившихся в ней солдат. Что же касается самих казикумухцев, то из их числа в тот день за дело Аллаха было убито сто добрых мужей. Главой казикумухцев, тем, кто первым ради названного дела выстрелил из ружья, был храбрый герой Джафарага — сын эмира Агалара.

До мусульман дошли к тому времени послания, направленные от имени Османского государства: с сообщениями о победах, с уверениями в поддержке и обещаниями, присоединившись к ним, долго оставаться рядом с ними. Мусульмане эти сочли тогда, что, если Аллах дарует им сейчас победу, то за ними последуют и остальные приверженцы ислама, проживающие в регионе. Поэтому их охватило пылкое желание бросить царскую службу (пача-вул), а также отказаться от заключенного с русским государством договора, дарующего им безопасность. Согласившись вступить теперь в сражение с последним и быть при этом стойкими, мусульмане заключили между собой договор о взаимопомощи и поклялись держаться этого договора до самой смерти. Звание имама они возложили на Хаджимухаммада — сына святого шейха Абдурахмана-хаджи Согратлинского.

Имам Хаджимухаммад стал тут призывать людей к соблюдению положений исламской религии, и народная масса ответила ему согласием. Следует при этом отметить, что призывы имама проникли тогда даже в Кайтаг и Табасаран, и были восприняты там положительно. Иной позиция оказалась только у хунзахцев (ахл авар) и тех из числа хиндалальцев, гумбетовцев, андийцев и жителей Равнины, которые последовали за ними, продолжая твердо придерживаться договора, заключенного с неверными.

Имам Хаджимухаммад выступил [из Согратля] и встал лагерем на Ходобской равнине вместе со своими помощниками и видными лицами государства. Он приступил там к мобилизации войск и начал руководить уже идущими военными действиями. Тогда же имам принялся рассылать конные и пешие отряды, которые должны были наблюдать за неверными, нападать на них, подобно львам, а также вторгаться в те или иные крупные населенные пункты и, предоставив их жителям охранные грамоты, заключать с ними соответствующие договоры.

Один такой пеший отряд пошел к Салтинскому мосту, охраняемому солдатами. Подходя к нему, люди из этого отряда выставили вперед одного, как затем оказалось, своего мужчину, шедшего со связанными руками. Когда люди имама оказались уже совсем близко от ворот названного моста, построенного наподобие крепости, стражники спросили: «Кто вы такие?» Подошедшие ответили: «Мы   слуги начальника округа. Он отправил нас с поручением - доставить, куда надо этого пленника. Дорогу! Быстро давайте дорогу!» Тут стража открыла ворота моста, а подошедшие, скинув оковы с того человека, якобы пленника, используя момент, бросилась рубить солдат; они перебили тех солдат, а их было там двадцать душ, всех до единого.

Из Ботлихской крепости выступил тем временем генерал [Пакашидзе] вместе со своими офицерами (апсир) и заслуживают! ми доверия союзниками из числа местных жителей, который направился в сторону Казикумуха. Когда тот генерал и его люди достигли Салтинского моста, их встретила гам небольшая группа мюридов. В результате в том месте произошло маленькое сражение. Затем они пошли дальше. Притом оказалось, что жители всех тех селений, мимо которых проходили русские, изменили им и приготовились к бою. Наконец, генерал и его окружение остановились на акушинской равнине.

Генерал дал тут [акушинцам] совет: не делать глупостей и не вступать на путь заблуждений. Те, однако, отказались, предпочитая сражаться с неверными.

Пути, таким образом, оказались перед генералом перекрыты. Все абсолютно мусульмане проявили по отношению к нему враждебность, поэтому генерал и его люди вынуждены были укрыться в селении Леваши.

Против генерала двинулись войска мюридов, шедшие несколькими отрядами пол разными флагами. Они, обойдя генеральское войско и взяв его в клещи, чуть было уже не одержали верх над последним, по тут неверные сумели всучить взятку командиру войска, которое послал туда имам Хаджимухаммад. Вследствие того, что одна из позиций была, таким образом, оставлена беззащитной, неверные и одержали тогда верх над мусульманами.

При этом они обнаружили в его руке шестьдесят туманов новыми ассигнациями (исигнис). В той битве, происшедшей близ Леваши, мучеником за веру пал в числе других и князь Фатаали-бек — сын князя Башира- Казикумухского.

конец сентября — октябрь 1877 г.

Затем туда подошел шуринский генерал Меликов с войсками и прочей силой. Казикумух, Акуша и другие селения, расположенные в тех местах, за исключением Цудахара, сдались ему.

Цудахарцы же укрепились тогда в городе, где, кстати, укрылась часть казикумухцев и жителей других селений, пожелавших принять участие в священной войне. Войска многобожников окружили тут цудахарпев и затем, обстреляв их из ружей и пушек, разожгли пламя войны. Создалось настоящее пекло. Они в прямом смысле утопили цудахарцев в потоках ядер и пуль. По ним было выпущено целое море молний. Свинец и чугун осыпали цудахарцев словно дождь. Артиллерия, подобно грому, гремела и наносила по ним свои удары. Борцы за веру, однако, и в этих условиях стояли в высшей степени твердо, подобно неустрашимым кровожадным львам. Ничто, ни ход боя, ни смерть множества людей, не вызывало в цудахарцах слабости. Факт окружения и беспрестанные атаки не оказывали на них никакого воздействия. Какие же прекрасные бойцы за веру были эти цудахарцы! Какие они мужчины!

Падает, бывало, цудахарец на землю, словно убитый, и лежит. А как только приблизится к нему неверный, этот цудахарец вскакивает, наносит ему удар и затем продолжает сражаться, пока не гибнет за дело Аллаха.

В Цудахаре мучениками за исламскую веру стали тогда около тысячи девятисот мусульман. Многобожников погибло примерно столько же.

После трехдневного боя, однако, город Цудахар был все же неверными взят.

В те же самые дни произошли сражения и в Технуцальской области.

Там против отряда тиндинцев, которые прибыли из своей области и призывали людей к священной войне и сражениям выступил полковник Я бра в, бывший в то время комендантом ботлихской крепости. Эти две группировки, многобожники и тиндинцы, столкнулись в Годобери, где произошло великое побоище, и было пролито много крови с обеих сторон. В те же дни произошел бой и умиарсинской речки.

Имам Хаджимухаммад послал тут конный отряд из телетлинских храбрецов, а также героев родом из других мест, назначив их командиром храбрейшего Джавадхана — сына Муртузали Телетлинского. Направил их имам в сторону западных селений.

Все расположенные на пути селения давали тогда приют воинам, которых послал имам. Наконец Джавадхан Телетлинский подошел к местности, именуемой Зоноб. Тут на этого Джавадхана и его людей двинулся названный выше мужлан Ябрав. Произошло кровопролитное сражение. В нем мучениками за веру пали шестьдесят мужей из селения Ахвах, которые, несмотря ни на что, не оставили своей позиции.

Вот с этого-то времени земля, при всей своей широте, стала для мусульман как бы тесной. Группы их, подготовившиеся было к священной войне, обратились теперь к русским с просьбой даровать пощаду. Мусульман поразили беды и несчастья.

Все руководители святого дела укрылись тут в Телетле и Согратле. Лишь два названных селения и остались теперь местом, где продолжалась борьба за дело Аллаха.

Войска, состоявшие из многобожников и связанных с ними мусульман, двинулись сначала против Телетля. Полностью окружив тех, кто там находился, они разожгли над их головами пламя войны. Ослабив, таким образом, этих борцов за веру, многобожники победили их после однодневного сражения.

О, сколь же ужасным было положение мусульман в тот день! Плен, грабежи, унижения, выселение, пожары, осквернение Коранов, уничтожение прочих книг! И все это происходило от рук неверных многобожников! Хвала — Аллаху, который знает то, что, было и то, что будет. «Его никто не спросит о том, что Он делает, а вот с них спросят».

начало ноября 1877 г.

Подавив обитателей мест названных выше, многобожники напали на селение Согратль, в котором находились тогда около тысячи хорошо вооруженных бойцов [согратлинцев?] и пятьсот благочестивых мухаджиров.

Генерал Меликов подошел к Согратлю со стороны Казикумуха, и его многобожники начали сражение. Сначала они действовали против башни, стоявшей на краю Согратля, в которой закрепились мухаджиры. Там-то и произошла великая битва. Среди неверных многие получили тогда ранения. Часть мухаджиров, сидевших в башне, попала в плен, были и убитые. Итак, мусульман, в конце концов, рассеяли, а остатки их сдались главе неверных. В Согратле пали тогда мучениками за веру храбрый лев Джавадхан Телетлинский, чья сабля сразила там более десяти многобожников, а так же сын хаджи Умма. Что же касается мухаджира хаджи Алибека, который первым нарушил договор о пощаде и безопасности, дарованный ранее русскими, далее — мухаджира Гитинаваса, являвшегося курьером главы османских войск, а также юношей, которые были тогда вместе с ними обоими, то все они выскользнули из Согратля и убежали.

После этого селение Согратль было разрушено, жителей его выселили. В результате во всем Дагестане шариат уподобился бесплодной женщине. Его лук и меч оказались сломанными. Что поделаешь: «Мы все принадлежим Аллаху и к Нему мы в конце концов возвращаемся».

По прошествии немногих дней неверные повесили пятнадцать человек — видных ученых и благородных личностей иного плана. В числе их были: согратлинцы — имам Мухаммадхаджи сын шейха Абдурахман-хаджи, его зять Абдуллахаджи и ученый Абдулхалим; телетлинцы — ученый Хамзатхаджи и герой Муртузали; ученый Абдулла Цулдинский. Да возвысит их Аллах и день Страшного суда!

Произошло это событие в пятницу, двадцать второго числа месяца зул-хиджа тысяча двести девяносто четвертого года.(1877г.)

Закрепив свою победу над всем Дагестаном и подавив малейшее сопротивление в любой его точке, неверные отделили затем всех тех дагестанцев, которые обычно первенствовали в делах, обладали разнообразными личными достоинствами и даром речи, и при этом имели склонность к шариату. Этих достойных мужей вместе с их семьями они отправили в самые, что ни на есть отдаленные части Сибири. Неверные лишили их тогда собственности, не давали им передохнуть от утомительного труда и, таким образом, спастись от гибели. Ссыльные дагестанцы вынуждены были проводить, там холодные зимние ночи под открытым небом, испытывая огромные тяготы. Женщины и дети, которые находились вместе с ними, стонали, сыпали проклятиями и плакали от сильного холода, голода и грубости окружающих. Сколь же велики были их бедствия! О, великий Аллах, ты несомненно видишь это. Ведь власть над миром, высшая мудрость и право на приговор принадлежат Тебе. Мы же обязаны терпеть, повиноваться и быть довольными тем, что есть. Хвала Аллаху! Мы не должны брать себе покровителей, кроме Тебя, о, Всевышний!

Переписал Абдурахман из Большого Дженгутая — сын Абдурахмана. 1 декабря 1940 года.

Категория: Имамы | Добавил: nord-kaukas
Просмотров: 2102 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Поиск
Друзья сайта

Copyright MyCorp © 2024
Конструктор сайтов - uCoz