Ассалам Алейкум
Меню сайта
Категории каталога
Исторические события [8]
Исторические события
Аварские селения и вольные общества [4]
История аварских сел и Вольных обществ
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 254
Главная » Статьи » История » Исторические события

О ДВУХ ПИСЬМАХ ОТ ИРАКЛИЯ II ДАГЕСТАНСКИМ ОБЩЕСТВАМ ЧАМАЛАЛ И ТИНДИ

 О ДВУХ ПИСЬМАХ ОТ ИРАКЛИЯ II ДАГЕСТАНСКИМ ОБЩЕСТВАМ ЧАМАЛАЛ И ТИНДИ
   
      В рукописном фонде ИИАЭ ДНЦ РАН хранятся два письма-подлинника [1-2]a на
      арабском языке, адресованные чамалинскому и тиндинскому джамаатам.
      Содержание и стилистика обоих писем почти тождественны; в обоих случаях
      Ираклий II (1720-1798) одобряет намерение тиндинцев и чамалинцев заключить
      с ним мир, далее подтверждает полномочия посланца, передающего письмо и
      излагает основные и конкретные условия от своего имени. Несмотря на свою
      лаконичность, эти тексты проливают определенный свет на историческую жизнь
      Чамалала и Тинди в XVIII в. Оба письма, к сожалению, не датированы,
      поэтому следует обратиться к упомянутым там лицам; нет сомнения в том, что
      "Ираклий хан" - это царь объединенной Картли-Кахетии - Ираклий II-й. Время
      его правления картли-кахетским царством - 1762-1798гг.; в пределах этого
      времени, строго говоря, и следует датировать оба письма, хотя вряд ли они
      могли бы быть написаны в самые первые годы его правления, когда он еще не
      имел ни достаточного авторитета, ни выработанной политической концепции в
      отношении с дагестанскими горскими обществами. Вероятно, можно исключить и
      время после 1795г., когда этот царь фактически отошел от политической
      деятельности после нашествия Ага-Мухаммад-хана. Таким образом, наиболее
      вероятное время написания обоих писем - это конец 60-х - середина 90-х
      годов XVIII в. Вместе с тем, следует отметить, что упоминаемые там
      влиятельные лица в Чамалале и Тинди отсутствуют в известном списке [3]
      влиятельных беладов (вождей), содержащем около 15 человек. Таким образом,
      вряд ли эти письма могли быть написаны во времена деятельности Мусы б.
      Мухаммада, известного чамалинского предводителя. При Грузинском дворе он
      был хорошо известен и игнорировать его было невозможно.
      Оба послания далеко не единственны: известны многочисленные факты обмена
      письмами между общинами Андийского бассейна и Ираклием II, в том числе и
      общинами Чамалал и Тинди - это было выражением активной дипломатии Ираклия
      II, всеми силами стремившегося предотвратить дагестанские "набеги" на
      Грузию, стабилизировать ситуацию на грузино-дагестанской границе и
      положить конец "лекианоба" (набеги дагестанцев). Оба эти письма
      свидетельствуют о том, что для Грузии эта проблема была более актуальна,
      чем для горской стороны. Начинаются письма довольно стандартным обращением
      ко всем членам общины, что нас лишний раз убеждает в незыблемости
      традиционного джамаатского строя в обоих обществах, несмотря на выделение
      отдельных влиятельных лиц. Одно из этих лиц Дингал-Хаджи из Тинди, по
      видимому, совершал паломничество к мусульманским святыням, что было далеко
      не единственным случаем для этой части Дагестана во II половине XVIII
      века. Мы можем указать и на других паломников (хаджи) из этих земель того
      времени. Примечательно другое. Упомянутый Хаджи фигурирует не в
      характерной роли совершившего хадж, а в роли военно-политического
      руководителя общины Тинди. Примечательно также, что среди предводителей
      Чамалала названы двое: Думиле и Магьу (возможно - мусульманские
      антропонимы, видоизмененные до неузноваемости), которых Ираклий II имеет
      основание считать сторонникам и мира с Грузией (Картли-Кахетским
      государством). Видимо, они имели достаточно высокий авторитет в Чамалале и
      Тинди, влияя на внешнюю политику этого общинного союза. Во всяком случае,
      выделение таких влиятельных фигур в тогдашних джамаатах свидетельствует,
      что они далеко ушли от "первобытности". Стремление грузинского царя
      поддерживать с ними отношения и опираться на них в своей внешней политике
      указывает на несомненный политический вес этих своеобразных политических
      образований высокогорного Дагестана.
      Некоторые детали обоих текстов указывают на то, что оба письма не являются
      отражением какого-то "переходного момента", - это звено длительной,
      целенаправленно проводимой политической линии. Упоминание подобных
      посланий имеется в работах дагестанских исследователей [4-5],
      затрагивающих тему грузино-дагестанских отношений. Однако указание на
      такой их характер содержится в тексте письма к чамалинцам, где прямо
      сказано, что это не первое послание Ираклия II к ним. Далее названы некие
      Абдуллах и Юсуф, которые должны передать письмо, причем сам тон упоминания
      свидетельствует, что они оба хорошо знакомы чамалинцам и, видимо, не
      первый раз выполняют миссию такого рода. И наконец, примечательна концовка
      письма. Все конкретные детали будущего мира и получение добычи для
      чамалинцев должен на словах передать тот, у кого в руках письмо, то есть
      один из этих посланцев. Судя по именам, они не могли принадлежать к числу
      придворных царя (хотя при дворе, очевидно, был образованный человек,
      неплохо владевший арабским языком). Следовательно, это - доверенные люди
      грузинского царя из числа горцев, возможно, чамалинцев.
      Что касается предводителя тиндинцев Дингал-Хаджи, то к сожалению,
      упоминаний о нем в письменных источниках проследить почти не удалось. Зато
      это имя упоминается в известном чамалинском предании [6] в с. Гаквари
      (общ. Чамалал). Источник [7] рисует Дингал-Хаджи из Тинди как удачливого
      военного предводителя, несмотря на то, что в этом предании говорится о его
      неудачной стычке с чамалинцами.
      Как бы то ни было, письмо свидетельствует, что политический вес
      предводителей, подобных Дингал-Хаджи, заметно входил за пределы местных
      межобщинных отношений. Для нас особенно интересна та сторона содержания
      обоих писем, которая далеко отходит от привычного понятия "лекианобы" - в
      сущности, оба письма показывают достаточно успешный и длительный период
      сознательного поддержания обеими сторонами мирных и даже союзных
      отношений, несмотря на предыдущую практику противоборства и набегов.
      В связи с взаимоотношениями дагестанских общин и Грузии следует обратить
      внимание и на второе письмо Ираклия II в Дагестан.
      Оно направлено, как там говорится: "Нашим друзьям и братьям Думиле и
      Магьу, а также старейшинам и молодежи и старикам общества Чамалал". Судя
      по тексту этого письма, это не первое послание грузинского царя. В нем
      сказано, что "мы раньше писали вам перед этим письмо". Ираклий II
      призывает чамалинских представителей заключить договор о мире и дружбе.
      Итак, Ираклий II предлагал чамалинским представителям явится к своему
      двору для переговоров и ожидал их, но по каким-то причинам чамалинцы
      медлили. Из письма видно, что для грузинского царя результаты этих
      переговоров были более важными, так как он отправил медлившим чамалинцам
      со своим письмом двух гонцов - Абдуллаха и Юсуфа. Далее он предлагал после
      получения письма не медлить и как можно скорее прислать чамалинских
      представителей, обещая, что при этом, кроме добра, ничего не будет. Он
      даже как бы старается их заинтересовать возможностью получения какой-то,
      возможно военной, добычи. Как мы видим, содержание письма включает в себя
      скрытый намек на какую-нибудь военно-политическую интригу, а также на
      заинтересованность грузинского царя в союзных или, по меньшей мере, мирных
      отношениях с чамалинским обществом, достаточно влиятельным для того
      времени на западной границе Дагестана и в бассейне р. Андийское Койсу.

      ИСАЕВ ШАМХАЛДИБИР
      Журнал АВКАЗСКИЙ ВЕСТНИК, №3, ТБИЛИСИ 2001.
      a В рукописном фонде ИИАЭ ДНЦ РАН имеются и другие письма от Ираклия II,
      адресованные различным дагестанским общинам
      ЛИТЕРАТУРА - REFERENCES
      1 Письмо от Ираклия II обществу Чамалал. Рукописный фонд ИИАЭ ДНЦ РАН. Ф.
      16, Оп. I, Д. 1425;
      2 Письмо от Ираклия Дингал-Хаджи из Тинди. Там же Д. 1490.
      3 Межкавказские политические и торговые связи Восточной Грузии (конец 60-х
      начало 90-х годов ХVIIIв.): Документы и материалы под редакцией В.Н.
      Гамрекели. Тбилиси, 1980. Вып. I, С.173-174.
      4 Р.М. Магомедов. Дагестан: Исторические этюды. Махачкала, 1975, Вып. II,
      С.215.
      5 М.Р. Гасанов. Исторические связи Дагестана и Грузии. Махачкала, 1991. С.
      46.
      6 А.А. Бокарев. Очерк грамматики чамалинского языка. М.-Л., 1949. С.
      124-127.
      7 Щоралъул аваразул рагьазул тарих х1адур гьабуна Т.М. Айтбаровас.
      Махачкала, 1996, С.104
   

      

Категория: Исторические события | Добавил: nord-kaukas (16.02.2008)
Просмотров: 1865 | Комментарии: 8 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 4
4  
Мне, если честно, понравилось

3  
Этот пост — одно из редких исключений, когда читаешь с интересом и что-то для себя выносишь. Спасибо автору. Добавлю в избранноеhttp://voronezh.recikl.ru/ - . :)

2  
Отличная статья. Краткость явно Ваша сестра

1  
Отличная статья, мнге нравится, достойно.

Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Поиск
Друзья сайта

Copyright MyCorp © 2017
Конструктор сайтов - uCoz