Ассалам Алейкум
Меню сайта
Категории каталога
Исторические события [8]
Исторические события
Аварские селения и вольные общества [4]
История аварских сел и Вольных обществ
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 255
Главная » Статьи » История » Аварские селения и вольные общества

Андалал (Г1андалал)

                                Андалал (Г1андалал.Ныне Гунибский район)

                                Андалал, как самоуправляемая гражданская община,
                                по своей сути основывался на союзе вольных
                                граждан, объединенных в джамааты (общества),
                                напоминавшие демократические древнегреческие
                                полисы. Джамаат состоял из тухумов (родов),
                                совместно проживавших на территории одного
                                населенного пункта, обладавших частной земельной
                                собственностью всех ее полноправных членов -
                                граждан ("узденей"). Вместе с этим все граждане
                                обладали правом пользования общинной
                                собственностью - пастбищами, лугами, лесом и
                                т.д. Каждый джамаат обладал собственными
                                законами.

                                Кодекс (свод законов) Андалальского вольного
                                обще­ства, состоящий из 69 пунктов, в
                                предисловии к нему объявлялся все­общим для
                                союза, но один из пунктов гласил: "Каждое
                                селение будет руководствоваться своими адатами".
                                Адаты (законы) охватывали практичес­ки все
                                стороны социально-политической организации общин
                                и их со­юзов, за исключением тex положений,
                                которые регулировались шариатом, и в случае
                                спорности вопроса, он однозначно решался по
                                шариату. Каждый член общины обладал четко
                                вы­раженными правами и обязанностями, наиболее
                                важная из которых - соблюдение всех норм шариата
                                и адата. Даже российское управление, после
                                окончания Кавказской войны, было вынуждено
                                основывать свою деятельность с соблюдением норм
                                шариата и адата.

 

                                Однако, правами граждан обладали не все,
                                проживающие в общи­не, например не обладали ими
                                наемные работники, беглецы, гостившие. Джамаат
                                придавал большое значение сохранению своих прав
                                вольного общества, в том числе и территориальной
                                целостности. Защита территории в случае военного
                                нападения, защита прав любого гражданина
                                Андалала, вне территории, возвращение угнанных
                                общественных стад или собственности андалальца,
                                являлась прямой обязанностью всех ее членов: "С
                                того, кто не примет участия в тревоге,
                                взыскивается штраф в размере быка",- гласил один
                                из первых пунктов Свода законов Андалальского
                                общества. Все вопросы, будь то семейно-брачные,
                                кровные, отходили на второй план перед
                                интересами джамаата, если касались нескольких
                                важных пунктов: защита территории, обеспечение
                                полити­ческой свободы общества, равноправия всех
                                джамаатов и граждан. Один из законов гласит:
                                'Если кто из наших больших селений учинит
                                насилие над нашим малым селением, то все
                                остальные селения нашего общества придут на
                                помощь малому селению'.

 

                                В состав Андалала входили джамааты селений:
                                Согратль, Шангода, Обох, Мегеб, Ругуджа, Чох,
                                Кудали, Кегер, Cилта, Салта, Шулани, Унтиб,
                                Хиндах, Хоточ и нескольких непостоянных селений.

 


                                Управление в нем было таким же, как и в сельских
                                общинах, но здесь более видную роль играл Кади
                                (президент) - должность выборная. В Андалальском
                                "вольном обществе" кадия ( президента ) избирали
                                общим собранием представителей сел Андалала в
                                урочище "Руккладух" (близ Чоха).

                                Кстати Кади избирался только из Согратля, а два
                                его помощника - один из Ругуджа, один - из Чоха.


                                Несколько раз он избирался из большого
                                согратлинского тухума Къелдер ( Дигьай - Сатмар
                                и т.д.). Эта тенденция наметилась после победы
                                над Надир-Шахом в 1742 году под руководством
                                согратлинского кадия - Пир-Магомеда.

 

                                Как самостоятельное политическое образование,
                                Андалальский союз придавал огромное значение
                                сохранению своего суверенитета. Свой свод
                                законов он начинал с постановления, касавшегося
                                военной охраны территории общества: "Если одно
                                из андалальских селений не примет участия в
                                тревоге, то с жителей его взыскивается штраф 100
                                баранов", - никто не имел права уклоняться от
                                воинской обязанности.

                                Для обсуждения вопросов, касавшихся всех
                                джамаатов, ежегодно на одном из традиционных
                                мест, обычно в урочище "Руккладух" (близ Чоха),
                                созывался общесоюзный съезд Андалала. На съезд
                                прибывали полномочные представители власти
                                сельских обществ, входящих в союз: члены Совета
                                старейшин, дибиры, так же главы наиболее
                                почетных и авторитетных тухумов. Голосование,
                                как и на сельском сходе, проводилось
                                расхождением присутствующих в противоположные
                                стороны. И, если исход голосов на сельском сходе
                                зависел от позиции влиятельных членов джамаата,
                                то на общесоюзном сходе главенствующую роль
                                играли крупные и сильные общества - Согратля,
                                Чоха, Ругуджи.

                                Основными видами деятельности населения Андалала
                                были овцеводство, торговля, ремесленное
                                производство. Хотя в джамаате главное богатство
                                представляла земля, ее экономическую мощь
                                создавали торговля и развитое овцеводство,
                                которые в силу различных исторических условий, с
                                конца XVIII в. начинают приобретать в
                                экономической и политической жизни общины
                                ведущее значение.

                                Джамаат, как общественный организм, представлял
                                собой коллективный союз общинников, спаянный
                                социо - нормативными установками, выработанных
                                веками и упроченный отношениями единого
                                хозяйственного механизма. В частности -
                                развитого овцеводства, которое базировалось на
                                отгонной системе. Ее суть заключалась в перегоне
                                овец весной в горы, на альпийские пастбища, а
                                осенью на зимние пастбища - шамхальские земли.
                                Эта система была сопряжена с определенными
                                трудностями: надо было арендовать зимние
                                пастбища, нанимать большое количество работников
                                и т.д. Все это требовало средств и коллективного
                                труда. С этой целью и происходило объединение.

                                После вхождения Дагестана в состав Российской
                                империи, нарушились торговые пути, проходившие
                                через Андалал, а новое административное деление
                                предполагало удобство управления и контроля за
                                горными территориями со стороны имперских
                                властей, в связи с чем управление было
                                перенесено в крепость Гуниб, расположенной на
                                горе Гуниб, с которой обозревается весь Андалал,
                                и который сам по себе является природной
                                крепостью. В связи со строительсвом Гунибской
                                крепости, маленькое ранее селение Гуниб, начало
                                затем быстро развиваться и превратилось в
                                административный центр Гунибского округа
                                Дагестанской области.

Категория: Аварские селения и вольные общества | Добавил: nord-kaukas (15.02.2008)
Просмотров: 3578 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 3
3  
а про Бухтынцев забыли?

2  
В составе Андалалского вольного общества находилось село Мегеб это этнические даргинцы которые сохранили свой язык с большим влиянием аварского языка если кто знает о тухумах этого аула просьба откликнутся

1  
входила аул дарада-мурада в состав андалалского союза ,если они были хуторами аула кудали.

Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Поиск
Друзья сайта

Copyright MyCorp © 2017
Конструктор сайтов - uCoz